Наконец решился написать о своей двухнедельной поездке на Чёрное море — Алушта, Ялта, Алупка, Анапа — на славном, стареньком, да удаленьком чуде отечественного автопрома под названием "Москвич-2141". Колёса моей машины потрогали землю Ливадийского и Воронцовского дворцов, склонов горы Ай-Петри, помогли побывать в пещерах Ай-Петри. На машине переплыл Чёрное море — на пароме Крым-Кавказ пересёк границу через Керченский пролив, разделяющий Чёрное и Азовское моря.
Стартовали 08.08.2011 в 9 утра из Москвы, поехали по трассе М2 Москва-Харьков. В 19:26 подъехали к таможенной границе. Тут же купили международную осаго на 2 недели за 495 рублей. Здесь же продают обязательные наклейки "RUS", но покупать не стал, у меня с самого начала на заднем стекле она была приклеена). Подъезжаем к воротам, таможенник просит наши паспорта. Только начинаю протягивать свой паспорт в кожанной обложке — чел говорит что все норм, можно ехать дальше, и протянул контрольный талон на машину. Я подумал, что на этом таможенный контроль завершён, и можно въезжать на территорию Незалёжной. Но нет, впереди оказалось несколько линий таможенного контроля, к каждой из которой тянулась цепочка легковушек. Встал на очередь на одну из линий. Когда подошла моя очередь — понадобилось выйти из машины и в будку показать паспорта и СТС на машину. Всё, на этом российскую границу я пересёк и оказался в нейтральной зоне. Машину никто не досматривал, двери и багажник не открывал. Хотя еденичное число автолюбителей и просили открыть багажник и рассказать, что внутри лежит, но ни разу не видел чтобы в машине и вещах копались. При подъезде к украинской границе выдали две миграционные карточки (по числу человек в машине), в которых требовалось заполнить одни и теже данные на прибытие и выбытие — имя, фамилия, гражданство, дата рождения, цель и место поездки. Т.к. там всё на украинском с дублированием на английском, то в "гражданство" вписал своё отчество, а в "цель поездки" "севастополь" вместо "туризм" )
Когда подошла наша очередь к будке на украинской границе, пришлось переправлять. Тут нас также никто не досматривал и не интересовался, что везём. Просто сдали в первой будке паспорта, а во второй — СТС на машину, и всё, оказались в Украине ) На всё про всё ушёл 1:50 времени.
Не стоит спешить с обменом валюты на гривны — сразу после границы невыгодный курс. Стоит немного отъехать, и курс сразу становится куда более выгодным) И следует помнить что цифры вроде "265" означают, что за 100р даётся 26.5 гривны.
Что сразу удивило — так это цены на бензин. На одной из заправок Лукойла у меня вообще вышло 42 рубля 80 копеек за 1 литр 92го. 🙁 И ещё один нюанс — помните, что вы когда просите залить полный бак и даёте аванс, то вам по-любому в Украине зальют полный бак, даже если залоговая сумма недостаточна! У меня из-за этого вышел конфуз — дал последние 250 гривен и попросил полный бак. Мне залили полный бак, на 315 гривен) Я привык что у нас в России если просишь полный бак с залогом в 1000р, то тебе больше чем на 1000р никогда не зальют, а в Украине порядки другие… Пришлось выяснять отношения с местной молоденькой хохлушкой на АЗС. Ох, как же она меня ругала… Но у неё так это на украинском забавно получалось, такой возмущенный тоненький невинный голосок с забавным украинским произношением, что мне так и хотелось ей сказать с улыбкой: "ну поругай, поругай меня ещё, прошу, мне это так нравится, меня это так заводит!". В итоге всё же доплатил 65 гривен рублями. 65 гривен вышли в 350 рублей(
GPS у меня нет, пользовался бумажной картой. Указатели в Украине нормальные, дороги везде хорошие. У нас если едешь, то ежесекундно следишь, чтобы не попасть в валяющуюся на дороге шину/железяку либо рытвину в асфальте. В Украине можно не опасаться за состояние дороги. Указатели хоть и понятные, но все равно по ним угодил вначале на М04 — пришлось возвращаться. Затем по указателям попал в центр Харькова — вернулся на объездную. Больше проблем не было.
Перед выездом начитался в рунете про ДАИшников. Был уверен, что остановят и разведут. Но мне, видимо, помогло то, что у меня Москвич-2141. А потому местных служителей дорожного порядка я не интересовал. Вначале я соблюдал скорость. Но совсем скоро уже надоело по однообразным дорогам плестись, и начал лететь по Украине со скоростью 140км в час) За всю поездку Москва-Ялта-Анапа-Москва меня НИ РАЗУ не остановили на дороге. Хотя ехал порой и под 150км/ч. Просто маленький секрет кроется в том, что водилы встречных машин морганием дальним светом заблаговременно тебя предупреждают о засадах на дороге. Потому я каждый раз вовремя замедлялся. 🙂
После Харькова в пол-первого ночи остановились и заночевали на обочине трассы. В пол-восьмого утра двинулись дальше, в 15:25 уже въезжали в Крым, проезжая соляные озёра, а в 18:20 уже были на берегу Чёрного моря в Алуште.
В Ялте припарковались неподалёку в полукилометре от побережья (т.к. на самом побережье платная парковка). Весь день гуляли и возвращались к машине, а вечером возник парковщик и выставил счёт — 100 гривен! Хотя нигде не обозначено что здесь платная парковка. Оказалось, так всех русских украинские парковщики разводят — машины с украинскими номерами не трогают, а с русских стригут купоны в 100 гривен. Весь день стоишь нормально, а потом оказывается, что задолжал 100 гривен… Людям ничего не остаётся, кроме как заплатить. Но мы поступили иначе — вначале стояли в сторонке, как обычные отдыхающие пешеходы, затем резко рванули к машине, и по газам. Парковщив рванул было к нам, но куда там — наш Москвич быстрее) Урвались. В дальнейшем парковались в глухой улочке, чуть дальше, и никто нас не трогал. У парковщиков с собой только копия договора на обслуживание парковочного участка у побережья, но курируют они куда более обширный участок. И на расспросы говорят прямо: "Це банда". С улыбкой. Без предоставления документов.
После Алушты, Ялты и Алупки с посещением Ай-Петри, Воронцовского и Ливадийского дворцов, пещер и пляжей поехали "догоняться" в Анапу по трассе Ялта-Керчь с пересечением границы по паромной переправе Крым-Кавказ. Из Ялты выехали в 10:19, поехали по бережью через горы. До Судака очень красивая горная местность, а после — уже степь и смотреть нечего. В населенных пунктах у моря преимущественно располагаются автокемпинги, причем пляжи как галечные, так и песочные. В 16:24 подъехали к порту Крым — здесь располагается украинская граница. Пришлось отстоять двухкилометровую очередь и заплатить 370 гривен (т.к. 2 человека и машина длиной более 4.2м). А впереди нас Лада Самара с 4мя отдыхающими заплатила за паромную переплату всего 240 гривен (т.к. длина машина менее 2.4м). Можно заплатить 1500 гривен (6.000руб) и без очереди заехать на паром — для этого таможенники всегда на паромах резервируют место и на КПП для этого есть отдельные ворота. Если не заплатить — рискуете 10 часов пересекать границу. Мы не платили и на паром начали заезжать уже в в 9 вечера. Вообще они по графику курсируют каждые полтора часа, но часть рейсов — дополнительные и диспетчеры могут их не заказывать. В реальности паром приходит за 4-5 часов.
Уже обрадовался, что наконец на паром заезжаю, как вдруг перед моим носом возник эколог, попросил открыть капот и выйти из машины — оказалось, под моей машиной на бетонке две маленькие маслянные капельки. Составили протокол, пришлось бежать менять рубли на гривны и оплачивать штраф в 51 гривну. Чуть на паром не опоздал. К слову говоря, ни до, ни после, я под машиной никаких подтеков не замечал… В 21:32 я был уже на пароме. По громкой связи на пароме приятный женский голос объявил правила нахождения на пароме, после чего громко заиграл марш "Прощание славянки". Так Украина прощалась с нами перед высадкой на Большую Землю ))
Через полчаса приплыли к российской границе. Пассажиры спустились с пассажирского отделения парома на платформу с машинами и начали сквозь машины протискиваться к носу парома для высадки. А т.к. машины стояли тесно, то естественно задевали их, тщетно пытались протолкнуть вперёд свои багажи… Некоторые владельцы машин вообще с фонариками бегали, чтобы их собственность не поцарапали)
Здесь, в России, нас уже проверяли по-полной. Попросили открыть бардачок, багажник, все двери, рассказать что везём, привели собаку… Когда заднюю дверь открывал, выпала моя кепка и прозрачный пакетик с пластиковыми стаканами. Один таможенник, увидев сиё безобразие, заорал: "Что вы нам тут бетонку разбиваете?!" 🙂 Прошло всё гладко. В 23:55 я был уже в России, итого, на пересечение границы ушло более 7 часов. Заночевали, в 7 утра продолжили путь, в 7:35 были уже в Анапе. Поплавали, погуляли, в 15:35 выехали из Анапы, в пол-первого ночи заночевали за 20 километров до Ростова, в пол-восьмого утра продолжили путь, и уже в 0:06 оказались дома. Прибыли бы гораздо раньше, но помешали пробки из-за многочисленных ДТП — люди засыпают за рулём и теряют управление.
За всё время поездки машина ни разу не подводила. Была лишь одна поломка — перегоревшая лампочка в фаре. В гипермаркете Анапы купил новую. Капот открывал в Алуште, чтобы провекрить уровень тосола и масла в двигателе, и долить масло. И уже под Ростовым, опять же для проверки уровня жидкостей — подливать не пришлось. С моновпрыском от Опель Вектры получился крайне надёжный агрегат — ведь даже если бы вышли из строя мозги/бензонасос/проводка и т.д., то всегда можно было бы поставить толкатель в ГБЦ (головку блока цилиндров) для механического бензонасоса и прикрутить 4мя гайками запасённый на всякий пожарный карбулятор Солекс )
На фото ниже — знаменитая и величественная гора Ай-Петри (высота — 1234 метра). Здесь, кстати, снимались такие картины, как Кавказская пленница, 9 рота, Обитаемый остров:
Боже мой, зачем так рисковать? Ведь одно неосторожное движение — и всё, тебя больше нет в живых… Высота — огромная.
Ваш покорный слуга:
Продукты на Ай-Петри:
Зубцы Ай-Петри:
Пробираться к зубцам непросто, нужно ползти по крутому склону вверх через лес. Порой вставая на четвереньки:
Но оно того стоит… Чувствуешь себя покорителем )
Пещеры Ай-Петри:
Знаменитый пещерный дракон Ай-Петри:
На следующий день я повторил восхождение на Ай-Петри, но в этот раз уже на своей машине:
Ливадийский дворец
Вид с Ливадийского дворца:
Внутренний дворик:
С мамой на парковке у Ливадийского дворца:
Воронцовский дворец
Вид с Воронцовского дворца на Ай-Петри:
Парк при Воронцовском дворце, лебединое озеро, созданное по заказу жены графа Воронцова. Когда-то разводимая здесь форель подавалась ко столу дворца:
Каждый раз, когда этого лебедя собирались крупным планом фотографировать, он зарывался головой в воду, выпячивая зад в сторону фотографа. Как бы говоря "Да идите вы в ж… Достали!":
Такое ощущение, что все деревья при Воронцовском дворце росли при сильном ветре, постоянно направленном в одну сторону…
Алупкинский пляж
Ласточкино гнездо
Алушта
В Алуште больше всего запомнились панорамные зеркала на перекрестках и голосовые светофоры — у нас в России они максимум пикают, а в Алуште — нормальным женским голосом сообщают, что вот сейчас уже можно идти, сейчас переход закончиться и т.д.)
Ночная Ялта
Затем я снова вернулся в Ялту…
По побережью Ялты ходят такие вот ангелы в женском обличьи, предлагающие букетики цветов. Обратите внимание — какие нежные черты, какой взгляд… За этими буквально парящими туда-сюда божьими созданиями можно наблюдать часами, получая море эстетического удовольствия. 😉
"Слюшай, дэвюшка, кюда пашёль, стой, фоткать буду!"
Таких вот чудесных созданий можно встретить на ночных улицах Ялты:
Мимы Ялты:
Игра на бандуре:
Если чуть вглубь побережья пройти, то попадаем к бюветам с минеральной водой…
Со своей машиной на пароме Крым-Кавказ:
Когда отплывали, на пароме через громкую связь врубили марш "Прощание славянки" — так Украина прощалась с нами, перед высадкой на Большую землю) Украинская таможня нас спокойно пропустила, а вот российская сторона начала основательно шмонать — собрались буквально все работники, все перерыли, запустили собаку в салон… Думал уже, что обратно в Россию нас не пустят…
Анапа
— после Крыма Анапа показалась захолустным обшарпанным советским городишком, даже пожалел, что поехал туда… После Крыма советую сразу домой, дабы не портить впечатление от поездки.