На Москвиче-2141 по замкам Беларуси на выходные. Часть 1

Автор: | 06.08.2018

День первый. Несвижский замок.

Был вечер пятницы, как вдруг я понял, что мне очень нужна смена обстановки, отвлечься от своих проблем и серых будней, получить положительные эмоции, и как можно скорее. И тут мне в голову пришла шальная идея просто взять… Резко сорваться с места, и уехать на выходные из Москвы, прям в этот же день, далеко-далеко, лучше даже в другую страну — туда, где смогу отдохнуть душой, и где ещё ни разу не был, и прийти хоть немного в себя.

Прийдя домой, я тут же сел за ноутбук — решать, куда ехать. Мне очень хотелось на море (не зря же я рыба по гороскопу), но за два дня доехать на машине туда и обратно было нереально. Значит, нужно искать что поближе. И тогда я вспомнил, что в Белоруссии есть красивые замки — правда, я не знал, какие, как называются, и где находятся. Прошёл всего час с момента приезда домой и работой за ноутбуком, как уже выстроил для себя маршрут, решил, какие места посещу. Я решил пожить в средневековом замке в городе Несвиж, в отеле "Палац" которого через букинг.ком и забронировал себе одну ночь проживания. После этого, на второй день выходных наметил посещение Мирского замка и Минска. И уже в ночь с воскресенья на понедельник, пытаясь успеть на работу, возвращаться в родную Москву. Такой вот экстрим от отчаяния.

Была уже ночь, я был немного уставшим и измотанным, но мне совсем не хотелось спать — так сильно я уже загорелся идеей двухдневного мини-отпуска. Я даже ложиться спать не стал — просто достал из шкафа сумку, по-быстрому накидал в неё самых необходимых вещей из одежды, закинул её в машину, и поехал. Один. Ночью, не поспав после рабочего дня. С собой у меня были только сам Москвич-2141, банковская карта, и сумка с одеждой. Подготовка машины свелась только к закачиванию карт Минской области для оффлайн-навигации в Яндекс.Навигатор в зеркале заднего вида:



Чтобы не заснуть, включил погромче видеоклипы с зажигательной музыкой на планшете, который у меня намертво вмонтирован в торпедо машины. В дороге на клипы на экране не обращал внимания (иначе бы быстро разбился), меня просто бодрило само мельтешение на экране. Ну и зажигательная музыка, льющаяся из динамиков машины с планшета через внешнюю звуковую карту. 😉

Через какое-то время начало рассветать, и под утро я ощутил себя героем мультфильма "ёжик в тумане" — я был тем самым ёжиком:



Всё было в сильном тумане, видимость была очень плохой. И такой сильный туман создавал ощущение нереальности происходящего — будто ты в сказке, и тебе все это только кажется.

Где-то в 3-4 часа ночи меня начало сильно клонить ко сну, и я, клюя носом, чуть не задел проезжающую в попутном направлении машину. К счастью, обошлось, и мне очень быстро удалось взбодриться, устроив себе перекус батончиками, взятыми из дома. Не один я такой, полусонный, был в то время на дороге — судя по тому, как виляла фура впереди меня, её водитель тоже готов был вот-вот погрузиться в царство Морфея. 😉

Я уже почти подъехал к границе с Белоруссией, как вдруг увидел на обочине вагончик с надписью "Зелёная карта" — и тут я понял, что совсем забыл про самое главное при путешествии в эту страну — купить грин-карту. Остановился у следующего такого вагончика, боялся, что не смогу приобрести карту из-за отсутствия наличных (была с собой только банковская карта) — но, к счастью, удалось оплатить по карте. Полис на 15 дней мне вышел где-то в 900 рублей.

Границу пролетел без остановки — пограничники останавливают только на обратном пути, из Белоруссии в Россию. И вскоре увидел очень приятное ограничение скорости в 120км/ч, удалось поднажать на газ. 😉 Мне бросилось в глаза то, что заправок по пути было очень мало — чуть ли не одна заправка на 100км пути. Въезжал бы на территорию соседней с нами страны с почти пустым баком — мог бы встать на дороге.

Москва осталась далеко позади, я на всех парах мчался навстречу приятным впечатлениям, стремясь хоть на пару дней расслабиться, отвлечься от грустных мыслей, восстановить свои душевные силы:





По пути заправился, и ценник мне очень понравился — очень хотелось и у нас в Москве видеть такие цифры — 25 литров 92-го за 32 рубля. 😉



Зная, что в Белоруссии штрафуется превышение скорости на 10км/ч и более, я старался выдерживать скоростной режим, не гнать, но всё равно уже на подъезде к Несвижу увидел яркую вспышку от расположенного на обочине скворечника с камерой — превысил на 11км/ч — и всё, уже штраф. 🙁



Доехал до замка, и упёрся в два шлагбаума. Поблизости — никакой будки, отсутствие сотрудников, только отдыхающие… Но мне быстро удалось узнать, что для того, чтобы проехать на расположенную справа по ходу движения парковку, нужно пойти в туалет, пройти его, и там будет сидеть в киоске женщина, занимающаяся парковой. 🙂 Для туристов парковка платная, но для гостей отеля — бесплатная. Выписала мне пропуск, я припарковался, и пошёл заселяться. На входе в замок путь преградил турникет, сказал охраннику, что я в отель, и меня пропустили. Через внутренний дворик прошёл замок насквозь, и вот передо мной уже одноэтажное здание, которое и является отелем на территории замка.

А вот моя простенькая одноместная холостяцкая берлога в замке, с маленькой односпальной кроватью, в которой и предстояло провести эту ночь:



Есть в отеле и более комфортные номера, для романтического отдыха, с красивым видом из окна.

Заселившись, отправился гулять по территории замка:



Несвижский замок был основан 7 мая 1583 года, архитектор — Джованни Мария Бернардони, служил одной из резиденций князей Радзивиллов.

Золотой век замка закончился в ходе войны 1812 года, когда один из Радзивиллов — Доминик Радзивилл — выступил на стороне Наполеона, и из-за этого все богатства этого замка после победы России были конфискованы. Десять повозок были доверху наполнены золотом, серебром, монетами, церковной утварью с этого замка. И порядка тонны этого серебра и золота не найдено до сих пор. Часть коллекций, конфискованных с Несвижа, стали экспонатами Эрмитажа и императорской казны.

В середине 19 века Радзивиллы вернулись в Несвижский замок, но былого величия замку вернуть уже не удалось. Во время Великой отечественной замок служил штабом немецких войск, однако он практически не пострадал. После войны тут располагался санаторий, а в начале 2000х началась реконструкция замка, которую удалось полностью завершить к 2012 году.



Настало время осмотреть экспозицию:



Существует легенда, что в Несвижском замке до сих пор живёт призрак Чёрной Панны — дух Барбары Радзивилл, которая была супругой Сигизмунда II Августа, короля Речи Посполитой. Это — история красивой, но очень трагичной любви, которая произошла на самом деле.

Барбара Радзивилл, дочь Юрия Радзивилла, родилась в 1520 году и считалась ослепительной красавицей. Эту кареглазую блондинку называли средневековой Еленой Прекрасной, из-за очаровательной Барбары чуть не вспыхнула война, она навсегда поссорила мать с сыном в королевской семье, её любовная история стала одним из самых популярных театральных сюжетов и темой для бесчисленных романов.

Радзивиллы были настолько сказочно богаты, что выделенное Барбаре "небольшое" состояние могло поспорить с наследством королей. Замуж ее выдали в 17 лет за Станислава Гаштольда, который не оценил ни красоты, ни ума своей супруги. Важнее для него оказались политическое влияние и финансовое состояние её рода.

Начиная с 1539 года, Барбара не снимала траура — один за другим умерли ее свёкр, свекровь, отец, а затем и муж. Злые языки потом говорили, что Барбара отравила его. Те же злые языки утверждали, что после смерти Станислава каждую неделю у неё был новый любовник. Но ослепительная красавица, чей жизненный путь с рождения был усыпан всеми дарами судьбы, во все времена вызывала бы зависть, косые взгляды и самые оголтелые сплетни.

Но юная вдова не смогла усидеть в четырех стенах, все чаще ее видели на светских балах. На одном из таких увеселительных мероприятий Радзивилл Черный и познакомил сестру со своим приятелем — великим князем литовским Сигизмундом II Августом, который и воспылал к ней жаркой любовью.

…Когда король зашел в бальную залу Вильненского дворца, в дальнем углу залы толпа, состоящая в основном из мужчин, кланяясь, расступилась перед ним — и в зале как будто стало светлее. Между братьями Радзивиллами стояла и приветливо улыбалась королю молодая женщина ослепительной красоты. Золото и белизна… Золотисто-карие сияющие глаза, золотисто-каштановые волосы под унизанным редкостными жемчужинами золотым наголовником.

В те времена отказывать великим князьям было не принято, а, кроме того, в семье Радзивиллов были довольно свободные нравы, и вскоре Барбара с молодым королевичем так полюбили друг друга, что от любви их зажигались звезды.

Роман разгорался, и вскоре Барбара переехала из Гераненов в Вильню, во дворец своего брата Николая Радзивилла. Рядом стоял дворец великого князя, а специально построенный подземный ход соединял оба здания, предоставляя влюбленным возможность проводить ночи вместе.

Тайная любовь монарха к прекрасной вдове вскоре превратилась в секрет полишинеля. Вся столица — Вильно — говорила только об этом, сплетни и слухи разносили "подробности" о романе государя в самые отдалённые закоулки.

Скрыть такую любовь было сложно, и вскоре об этом узнала родня обеих сторон. Двоюродный брат Барбары — Николай Радзивилл Черный — решил сберечь имя и честь сестры от сплетен. Но опасней сплетен была мать королевича — Бона Сфорца, ведь все знали, что она люто ненавидит всех Радзивиллов и считает их "выскочками".

Тем временем, уже будучи вдовцом, Сигизмунд Август готовился стать королем — старый монарх доживал свои последние дни.

Стремясь разрешить ситуацию, Радзивилл Черный взял с собой двоюродного брата Николая Рыжего и направился к Сигизмунду Августу. Они потребовали от него окончательного решения: или жениться на Барбаре, или больше с ней не встречаться. Королевич, который знал свое неустойчивое положение, отношение королевы-матери к представителям рода Радзивиллов, а также интриги при польском дворе, понимал, что должен будет оставить любимую.

Оставив великого князя принимать решение, братья сделали вид, что уезжают. Терзаемый сомнениями, он бросился к любимой. Братья Барбары, следившие за ним, явились к ним прямо во время свидания и тут же потребовали, чтобы он женился. Он согласился, ведь был безумно влюблен. Об одном только попросил: оставить свадьбу в тайне. Братья дали на это позволение. Влюбленные тайно поженились. Для своей семьи и государства Сигизмунд Август оставался вдовцом.

А тем временем умер старый король. Королева-мать Бона Сфорца активно начала искать своему сыну подходящую невесту, ведь брак должен был укрепить трон и увеличить престиж Речи Посполитой в Европе.

Тут-то и разразился скандал: ведь молодой король заявил, что уже женат. И его Басенька должна стать королевой Польши! Против был не только польский Сейм, но и мать молодого короля, королева Бона. На Сигизмунда пытались всячески воздействовать, для чего привлекли даже влиятельных епископов, которые соглашались провести процедуру признания венчания недействительным. Но король стоял на своём — он сказал, что лучше уж станет протестантом, но не откажется от любимой и не нарушит обещания, которое дал ей перед лицом Бога. Королева Бона была в ярости, оскорбленная польская шляхта устроила несколько покушений на жизнь Барбары, но и это не остановило короля. И польскому сейму не осталось ничего другого, кроме как короновать жену короля, Барбару, в 1550 году в Кракове.

Трудно сказать, какой была совместная жизнь этих молодых людей. Легенды говорят об огромной любви, которую питал Сигизмунд к своей Басеньке. Эта любовь настолько выбивалась из традиций жизни тогдашней аристократии, что над ними даже втихомолку посмеивались, но это совершенно не мешало счастливой чете польских королей наслаждаться друг другом. Однако их счастье было недолгим… Уже через два месяца после коронации Барбару было не узнать. "Схуднела так, что одни кости остались", — сообщал Радзивилл Черный Радзивиллу Рыжему. Она мучилась несколько месяцев от невыносимых болей — страшные нарывы покрыли некогда безупречно гладкую кожу. В последние дни агонии они лопались, и комнату, где лежала несчастная, наполняло зловоние, которого не выдерживали ни ее служанки, ни доктора. И лишь верный муж до конца оставался у ложа умирающей… А 8 мая следующего года Барбары не стало.

Оказалось, что невесту отравила королева-мать, которая доверила аптекарю Монти приготовление снадобья, медленно отравлявшего Барбару. После этого горячо любимая мать стала для Сигизмунда Августа злейшим врагом. Бона поняла это — Барбара была ещё жива, когда старая королева, забрав 24 воза золота, серебра, драгоценных мехов и украшений, покинула Польское королевство — и навсегда поселилась в Италии. (Пятью годами позднее она умрет — от того же яда, подсунутого ей вместо лекарства тем же лекарем… но это уже совсем другая история).

Сигизмунд Август категорически отказался оставить тело любимой там, где её не приняли при жизни. Нарушив традицию захоронения польских королей в одной из польских святынь, он отправился в Вильно. Причём все населённые пункты, встречавшиеся по пути, скорбящий король проходил пешком. А за ним медленно следовала карета, запряженная шестёркой черных лошадей.

Похоронили Барбару в Кафедральном соборе на площади Гедимина. Саркофаг с ее останками находится там и в наши дни. Существует легенда, что знаменитая икона Богородицы Остробрамской, которая сейчас хранится в Вильнюсе, была написана именно по заказу короля Сигизмунда Августа. Разумеется, с его любимой Басеньки. В пользу этой версии говорит и тот факт, что это едва ли не единственная известная икона Богородицы, где она – одна, без Спасителя. И это справедливо, ведь у Барбары Радзивилл не было детей…

Бездетный, одинокий доживал Сигизмунд Август свой век, и вместе с ним покидала польский трон династия Ягеллонов. Последние годы он прожил в окружении многочисленных любовниц и колдуний, транжиря казну и сокрушаясь о своей судьбе. Он умер в 1572 году и, как свидетельствуют хроники, в казне его не нашлось денег даже на то, чтобы заплатить за похороны. Но лучшее, что было в этом слабохарактерном, изнеженном человеке, — его верность красавице Барбаре — стало источником вдохновения для поэтов и художников на все времена.





Неизвестный скульптор. Бюст Антония V Вильгельма Фридриха Радзивилла (1833 — 1904):



Гетманский зал — здесь в наше время проходят встречи и концерты:



А вот это одноэтажное здание, расположенное на территории замка, и есть отель "Палац", в котором я и жил:



— хотя на самом деле там два этажа, я на втором этаже жил.

Пояс. Слуцкая мануфактура. 1780-1807гг. Шёлк, золотая и серебряная нить. Ткачество:



— нам рассказали, что занимается изготовлением подобных вещей женщинам запрещали, это была исключительно мужская работа.

Считалась, что стоит только прикоснуться женским рукам к нитям, как они сразу же потускнеют. 🙂

Один из самых красивых залов замка — Золотой зал:



Коллекционный кабинет "Минералы", в котором собрана коллекция минералов, которую собирали все поколения Радзивиллов, начиная с первой половины 18 века:



Охотничий зал:



Далее прошёл в зал, в котором представлены действующие театральные машины 19 века.

Машина для имитации шума дождя:



Действующая модель сцены:





Каплица — часовня, встроенная в замок:



У состоятельных людей были собственные каплицы, и в них молились семьями. Своя часовня была и у представителей знатного рода Радзивиллов, появившаяся в замке 18 июня 1758 года. И хотя дворец существует с конца 16 века, долгое время никакой часовни в его стенах не было, Радзивиллы посещали городские храмы. На первом этаже проходил молебен, на втором этаже — балконы, на третьем — располагался хор с певчими, который в 18 веке был преимущественно мужским. Главные реликвии часовни — копии иконы Матери Божьей Лоретанской, которой и преклонялись Радзивиллы. Эта часовня освящена, и в ней периодически до сих пор проводятся службы.

Фисгармония — или, как её ещё называют, "Домашний орган":



— клавишный духовой инструмент, звучание которого обеспечивается воздействием на металлические язычки струи воздушной массы, накачиваемой с использованием специальных ножных педалей.

Инструмент для сбора пожертвований:



Закрывался на замок (который, увы, не сохранился), ключ от которого был у главного священника.

Каминные часы, Германия. Мейсенская фарфоровая мануфактура, 1-я треть 19 века:



Диван на пяти ножках:



Наступил вечер, и пришла пора ужинать — отужинать решил в ресторане "Гетман", расположенном на втором этаже замка:



Уютная атмосфера, средневековое музыкальное оформление создавали очень благоприятное впечатление. А девушки, тут работающие — одно загляденье! Так сложилось, что я был в зале один, и ощущал себя настоящим барином, которого обслуживали прекрасные юные нимфы. Они были очень тактичны, приветливы и вежливы, и подумалось мне тогда с грустью и тоской — "Эх, вот бы мне такую, как они, в жёны"…

После ужина я отправился гулять по паркам замка. Обошёл все — Марысин, Английский, Японский и Антония. Можно взять в аренду двух- или четырёхколёсный (для 4х человек) велосипед, и кататься на нём по территории.

А ещё здесь есть такая услуга, как прогулка на яхте, и даже "Ночь на яхте":



Кроме того, тут есть пляж с лягушатником для детей, кабинки для переодевания, душ, за отдыхающими следят спасатели:



























Пройдя мимо замка и парка Антония, я в гордом одиночестве прогулялся по Замковой улице, омываемой с обеих сторон Замковым озером, осматривать Костёл Тела Господня:





Костёл Тела Господня (он же — Фарный костёл, 1584-1593 гг.) — первый иезуитский костёл на территории Речи Посполитой, родовая усыпальница князей Раздивиллов:











Для детей здесь есть аттракционы с батутом:



Вечный огонь:







На часах было уже 19 часов, и мне очень захотелось искупнуться на пляже у замка. Как же мне повезло, что в сумке, которую наспех взял в дорогу с собой, лежали мои плавки! 🙂 Я вернулся в номер, взял из него гостиничное полотенце, плавки, и побежал на пляж, загорать и с наслаждением купаться. 🙂

Тут мой взгляд зацепился за девушку, которая была в совсем прозрачном купальнике — наличие купальника на ней можно было определить лишь благодаря редким узорам, фактически ничего на девушке не было. Девушка явно была не скромной… И зачем такие купальники носить? Чтобы дразнить таких, как я? А ведь она пришла на пляж с ребёнком и мужем…

Чтож, пора возвращаться домой, в Несвижский замок, чтобы там и заночевать.







Завтрашний день обещал быть гораздо более насыщенным, ведь мне предстояло за один выходной день, что оставался перед началом рабочей недели, посетить Мирский замок и основные достопримечательности Минска, включая посещение самой высокой смотровой площадки.

Продолжение — в рассказе "На Москвиче-2141 по замкам Беларуси на выходные. Часть 2"

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.