В Н.Новгород,Казань,Владимир на Москвиче-2141. Часть 2

Автор: | 07.01.2017

Продолжение. Начало — в рассказе "В Н.Новгород,Казань,Владимир на Москвиче-2141. Часть 1".


Нижегородский кремль

Нижегородский кремль расположен в месте слияния двух рек — Волги и Оки. Был построен в 1508-1515 годах, включает в себя 13 башен, протяженность стен — 2 километра, но для прогулок открыта только примерно половина. Окружён рвом глубиной 2,5-4 метра и шириной 25-30 метров.

Когда в 1221 году князь Юрий Всеволодович основал Нижний Новгород, защитой городу служили деревянно-земляные укрепления.  Далее, в 1374 году, князь Дмитрий Константинович заложил белокаменный кремль. В 16 веке при Иване III город стал играть роль сторожевого, служил местом военного сбора при действиях Москвы против Казани, и началось строительство каменного Нижегородского кремля в 1500 году, временно прерванное в 1505 году набегом хана Мухаммед-Алина в 1505 году. Строительство возобновили в 1508 году, при этом сохранявшийся все это время деревянный кремль оказался полностью уничтожен в пожаре 1513 года. Предполагают, что строительство каменного кремля завершилось в 1516 году. Военное значение кремль утратил в 1567 году, и за всё время ни разу не был сдан осаждающему войску.


Нижегородский кремль

Поднимаемся на стену кремля и наслаждаемся панорамными видами.


Нижегородский кремль

Место сляния рек Оки и Волги.


Нижегородский кремль


Нижегородский кремль


Нижегородский кремль, вид на Волгу


Слияние рек Оки и Волги

Очень непросто спускаться, а тем более подниматься, по таким высоким ступенькам. Тем более приходится нагибаться в три погибели — крыша низкая:


Нижегородский кремль

В нижней башке располагается экспозиция, можно увидеть, каким был кремль в древности:


Экспозиция Нижегородского кремля

Издалека долго
Течет река Волга,
Течет река Волга —
Конца и края нет…


Чкаловская лестница

На фотографии мы видим Чкаловскую лестницу — одну из самых красивых достопримечательностей Нижнего Новгорода, расположенную возле Георгиевской башни кремля. Она состоит из 560 ступенек и в 3 раза выше знаменитой Потёмкинской лестницы в Одессе. Идею строительства подобной лестницы впервые озвучил в 1939 году заместитель председателя горисполкома Александр Шульпин. Её воплощению помешала война, но тем не менее, в 1943 году ему удалось уговорить руководство страны в выделении средств — на строительство в Горьком (так назывался Нижний Новгород с 1932го по 1990 года) мемориальной лестницы в честь победы советской армии в Сталинградской битве. На положительное решение повлияло, очевидно, наличие большого числа оборонных предприятий, поэтому руководство страны не скупилось в тратах на восстановление сильно пострадавшего от бомбёжек города, в том числе и на строительство лестницу. Архитекторами этого грандиозного и поражающего своим величием и красотой сооружения стали Яковлев, Руднев и Минц.

В 1949 году строительство лестницы завершилось. Но на неё оказалось потрачено рекордные 7 миллионов 760 тысяч рублей, из-за чего Шульпина обвинили в растрате народных денег, отстранили от должности председателя горисполкома и завели уголовное дело по печально известному Ленинградскому делу. Отсидев всего два года в тюрьме в Мурманской области (так мало — благодаря смерти Сталина), он продолжил работу на государственной службе и в строительных организациях


Здание Intel на Тургенева, 30

Дальше в нашей программе — катание на нижегородской канатной дороге. Она — единственная в России и Европе с безопорным пролётом над водной поверхностью протяжённостью 861,21 м (официальный рекорд России). Катаешься на ней — и дух захватывает от высоты и видов с кабины. А попутчики — жители города  — даже внимания не обращают, едут в кабинке как в городском автобусе, болтая по телефону и желая лишь одного — поскорее добраться на другой конец берега…


Нижегородская канатная дорога

Длина канатной дороги — 3661 метр, 10 опор, 28 восьмиместных кабин, вся поездка занимает 12,5 минут.


Нижегородская канатная дорога

При тестовых испытаниях хотели загрузить кабинки мешками с песком, но, подумав, заменили мешки с песком сразу губернатором Валерием Шанцевым и ещё 16 чиновниками. Испытания прошли успешно, ничего не отвалилось и не упало, и 9 февраля 2012 года пассажирская канатная дорога между городами Нижний Новгород и Бор открылась для всех страждущих.


Нижегородская канатная дорога

За всё время работы известно только одно ЧП — утром 31 июля 2014 года в одну из кабинок с людьми ударила молния. Очевидцы говорили, что удар был такой силы, что люди даже присели. На конечной станции все выходили на трясущихся ногах… Но никто, слава Богу, не пострадал.

На конечной станции канатной дороги в Бору рекомендую посмотреть музей военной техники, расположенный прямо у станции (вход-свободный), после чего можно отправляться в обратный путь.


Музей военной техники в Бору

Дальше "под занавес" уходящего дня в нашей весьма насыщенной программе — посещение музея "Паровозы России", который находится в посёлке Сортировочный в Канавинском районе Нижнего Новгорода. Чтобы его найти, пришлось потратить время. Навигатор вывел нас к Гороховецкой улице, 12 — якобы там находился этот музей (у станции "Нижний Новгород — сортировочная"). В Интернете у этой достопримечательности значился этот же адрес. Походили-поплутали, но найти искомое не удавалось. А спросить и не у кого было…  В итоге нашли музей в самом конце Гороховецкой улицы:


Музей "Паровозы России"

Музей расположен на огороженной территории на пустыре. Будка охранника есть, но кругом ни души… Лишь шпана носится между поездов. В самих поездах можно найти презервативы, шприцы… Жутковатое место, особенно когда время уже вечернее (освещения там нет). Если нет своей машины — вряд ли стоит туда ехать, добираться будет тяжело. Но на своей машине — самое то.


Музей "Паровозы России"

Коллекция музея насчитывает 15 экземпляров паровозов, выпущенных в России, СССР и в других странах в XX веке, почти к каждому прилагается пояснительная табличка со всей информацией о данной модели.


Паровоз ЭМ 720-07

— вот этот, к примеру — ЭМ 720-07 – выпускался с 1931 по 1935 года Луганским, Харьковским, Брянским и Сормовским заводами, весит 82,9 тонн, мощность 1800 л.с., развивает скорость до 65км/ч, КПД 7%.

А это уже П36-0071, который выпускался Коломенским заводом 1950-1956 гг (он весит уже 135 тонн, мощность 3000 л.с., разивает скорость до 125 км/ч при КПД 8.2%). При моём двухметровом росте одно только колесо этого мастодонта оказывается всё равно выше меня самого:


Паровоз П36-0071



ЛВ-0225 — Ворошиловоградский завод 1952-1956 гг (121 тонн, 2420 лс, 90 км/ч, КПД 8%):


Паровоз ЛВ-0225


Музей "Паровозы России"

Смеркается… Казалось бы, пора уже в номер, отдыхать, за уходящий день уже и так много впечатлений, надо бы их переварить… Но я всегда отличался стремлением "впихнуть невпихуемое" — уместить в одном дне всё, что только можно. 🙂 Поэтому после "Паровозов России" едем знакомиться с нижегородским метрополитеном, на станцию "Горьковская":


Станция "Горьковская"

Нижегородский метрополитен, введённый в строй в 1985 году, включает в себя 2 линии, 14 станций (третье место после Москвы и Санкт-Петербурга). Общая протяжённость путей — 18,8км. Проектировать его начали ещё в 1973 году, строительство — в 1977м со станции "Ленинская". В 1984 году при строительстве станции "Московская" обрушились стены, погибли двое студентов со студенческой бригады, помогавшей в строительстве, и с тех пор в народе гуляет легенда, что призраки тех студентов до сих пор гуляют по линиям метро… Последней построенной на текущий момент станции стала "Горьковская", которую мы в этот раз и посетили. Стимулом к её строительству послужило постепенное снижение пассажиропотока метро, обусловленное тем, что метро на связывало правый берег города. Построили метромост через "Оку", в сентябре 2012го впервые полностью закрыли метро в связи с вводом в строй новой станции метро,  и 4 ноября 2012 года состоялось торжественное открытие станции "Горьковская".


Станция "Горьковская"

Сколько путешествовал — ни разу нигде в метро не видел досок почёта. А в нижегородском метро они есть.

Так и прошёл очередной день отпуска. Несколько часов поспали, проснулись, позавтракали, и понеслись вскользь знакомиться с остальными туристическами местами города. Был уже последний день, когда мы были в Нижнем — под конец дня ночевать предстояло уже в Казани, нужно было поскорее отправляться в путь, покидать город, но оставалось ещё столько интересного-неувиденного… С городом толком ещё не познакомились. Поэтому выделил для себя "самое-самое", что хотел бы успеть увидеть до отъезда, и мы выдвинулись по наспех составленному маршруту по улице Рождественская.

Перед нами предстало изумительное, красивое творение рук человеческих — шедевр русского барокко Рождественская (она же — Строгановская) церковь. Построена она была в 1696-1719 годах на средства купца Григория Дмитриевича Строганова, поэтому и получила название Строгановской.


Рождественская (Строгановская) церковь

К 1701 году её уже почти построили, как вдруг случился пожар, и пришлось начинать заново.  Восстанавливать церковь на месте пепелища пришлось уже жене купца, Марии Яковлевне Строгановой, и в 1719 года её освятил архиепископ Нижегородский и Алатырский Питирим. В 1722 году Петр I её закрыл, и только после его смерти  1725м она была открыта вновь. В последующие годы она неоднократно горела, её неоднократно восстанавливали и реставрировали, а в 1860е она стала повторять судьбу Пизанской башни, наклонилась уже на 1,2 метра.из-за чего в 1887 пришлось полностью разобрать и собрать заново верхние ярусы.

С некоторых пор её стали называть Рождественской. Дело в том, что в 19 веке разобрали стоявшую неподалеку Рождественскую церковь (в честь которой и назвали улицу, на которой эта церковь стояла), а название разобранной церкви дали Строгановской церкви. Поэтому теперь её и называют Рождественской (Строгановской) церковью.

Интересна история одной из икон этой церкви, "Воскресение Христово". В октябре 2004 года её украли из Собора Пресвятой Богородицы, выставили на продажу на одной из закрытых площадок, где в 2007м году её приобрёл эстонский коллекционер. Он не поленился да и поискал свои приобретения в списках похищенных икон, подумал, да и передал её Русской Православной Церкви в 2008м году. После этого Путин передал её Нижегородскую епархию, откуда она уже и попала на постоянное хранение в Строгановскую церковь.

Знаете известную поговорку "Хотели как лучше — получилось как всегда" ? Она применима и к этой церкви. В 2000х надумали вдруг сделать евроремонт в церкви. На современный лад. И только жалобы нижегородцев помогли прекратить эту перестройку. Но историческому облику церкви был нанесён, к сожалению, непоправимый ущерб. Он оказался навсегда утрачен.

Гуляем по Рождественской улице:


Подкрепляемся вкусненьким ;)

Если окажетесь на Рождественской улице, обязательно посетите аттракционы "Электрические витамины" на площади Маркина. Её установила несколько лет назад фирма, специализирующиеся на реализации так называемых "электрических витаминов" — средств для замедления старения и укрепления общего тонуса. По определению на сайте компании, электрические витамины — «это токи кожно-гальванического происхождения, образующиеся при замыкании низкоомным проводником раздражаемых и не раздражаемых им же рецепторных областей».



Назначение данной ротонды — "измерение силы положительных эмоций в организме". На колоннах есть металлические пластины, замкнув которые своими руками, вы приводите в действие микроамперметр в крыше арки. Предназначено это романтическое место в основном для влюблённых пар — держитесь со своей второй половинкой за разные колонны — допустим, вы прикасаетесь к металлической пластине левой колонны, а ваша вторая половинка — к пластине на правой колонне. Дальше нужно начать самозабвенно целоваться, наплевав на рамки приличия и окружающих людей. При этом микроамперметр покажет, насколько вы счастливы друг с другом и сколько положительных эмоций возникает в вашем организме, когда вы вместе. Правда, для наблюдения за показаниями микроамперметра нужен уже третий человек, на глазах которого и будете демонстрировать силу своих чувств друг к другу. Потому как только отвлетёчесь, чтобы посмотреть измеренное значение — как стрелка тут же упадёт до нуля. 🙂



Количество "электрических витаминов" покажет и амперметр, встроенный в велосипед. Крутите педали — смотрите показания прибора.



Фирма, производящая "электрические витамины" и установившая этот аттракцион, неоднократно подвергалась нападкам за ту псевдонаучную ересь, которую она несёт. Многие видные деятели науки писали разоблачающие статьи, но фирма каждый раз подавала на них в суд и выигрывала. До сих пор, кстати, не подтверждены те целебные свойства, поторые заявлены у её чудодейственной продукции.

Вот такой вот он, Нижний Новгород. 🙂

Очень жаль, но уже к обеду пришла пора покидать этот славный, чудный город, чтобы уже поздно вечером заночевать в главной, конечной точке нашего маршрута — Казани. Заранее заправляемся бензином, на заправке покупаем и заливаем самое дешёвое моторное масло (расход масла у двигателя ведь гигантский), вручную чистим от маслянных отложений закоксованные свечи зажигания, чтобы они снова заработали —  выдвигаемся в путь.

Наш "Москвич" энергично плывёт по нижегородской реке:


Нижний. По дороге в Казань.

Наконец, выехали на трассу, как вдруг салон начал довольно быстро наполняться густым едким дымом, который шёл через торпедо в салон из-под капота. Пришлось срочно прижиматься к обочине и открывать капот… Но что случилось и к чему это привело — узнаете из следующей части нашего рассказа, в которой мы познакомимся с Казанью — "В Н.Новгород,Казань,Владимир на Москвиче-2141. Часть 3"

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.